ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБПОУ "Воробьёвы горы"
Фото В. А. Константинов. Двор между 5-м и 6-м корпусами Дворца пионеров
Осень 2016
Главная » 2012 » Апрель » 14 » Н. В. Давыдова «Поэтика»
11:01
Н. В. Давыдова «Поэтика»
Из ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ:
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и адресована  обучающимся  учебных групп дополнительного образования студии литературного творчества, а также для факультативных занятий  в гуманитарных классах общеобразовательных учреждений. Программа была апробирована на занятиях учебных групп студии литературного творчества Центра художественного образования МГДД(Ю)Т и в гуманитарных классах лицея №1525 в течение 10 лет.
В последние годы в связи с реализацией на базе Центра художественного образования комплексной программы «Наша Земля – наше наследие», определяющей своеобразие художественного образования в МГДД(Ю)Т, и программы «Развитие одаренности-2», нацеленной на широкое применение во Дворце учебно-исследовательских и учебно-проектных технологий, программа «Поэтика» была пересмотрена и дополнена.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Что такое «поэтика»?
Термин «Поэтика» обозначает и науку о литературе как об искусстве, и систему художественных принципов и особенностей. Это могут быть художественные принципы и особенности манеры определенного  литературного направления, писателя, литературного произведения.
В данной программе рассматривается поэтика  литературного произведения.
В системе литературного образования обучающихся «Поэтика» дополняет историко-литературный курс, традиционно изучающийся в старших классах средней школы. Школьный курс литературы  призван  показать ученику произведение в его связях с историей общества и  литературы; он содержит определенный историко-литературный  объем (стандарт) и потому жестко требует от учителя  определенного темпа изучения учебного материала. В отличие от курса литературы в школе, предмет  дополнительного образования «Поэтика» нацеливает обучающихся на неторопливое, «вопрошающее» чтение, помогающее увидеть, личностно прочувствовать и осмыслить художественное своеобразие рассматриваемого произведения, приблизиться к пониманию авторского замысла, воплощенного в адекватной художественной форме.  В этом и состоит основная отличительная черта данной программы и её новизна от в  большей степени стандартизированных и не направленных на развитие детского литературного творчества общеобразовательных программ.
При анализе художественного текста теоретико-литературный и историко-литературный подходы сочетаются; в связи с этим в каждом из разделов программы для изучения предлагается тема «Литературно-художественное произведение в контексте эпохи».
Следует отметить, что предлагаемый программой  литературный материал может быть перегруппирован: так, и особенности повествования, и сферу предметной изобразительности, и систему персонажей произведения  и т.д. можно рассматривать не последовательно, в связи с чтением и обсуждением разных произведений, а в связи с  монографическим анализом одного произведения.
Цель и задачи программы
Цель - развитие у обучающихся осознанной мотивации к исследовательской деятельности в области литературы и самостоятельному литературному творчеству.
Задачи
Обучающие:
- научить умению видеть художественный смысл произведения;
- научить анализировать содержание художественного произведения через постижение его художественной формы;
- сформировать умения рассматривать художественное произведение в контексте эпохи.

Развивающие:

- развить любовь к чтению и литературе;

- развить эстетический, общекультурный кругозор.

Воспитательные:     
- воспитать читательскую культуру обучающихся,     
- сформировать художественный вкус детей,
 - воспитать способность чувствовать личность автора и его нравственно-философскую позицию,  воплощенные в каждом слове текста,  в особенностях его структуры.

Возраст обучающихся: 13 – 17 лет.
Срок реализации программы: 3 года
Количество детей  в группе: 8 человек
Количество часов в год: 144.

Формы работы
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 часа в форме семинарских занятий, лекций, обсуждений, комментированного чтения произведений. Одной из важных форм является  работа над учебно-исследовательским сочинением учащихся, когда индивидуально занимаясь с педагогом, обучающиеся разрабатывают собственную тему, делают собственные текстологические наблюдения, совершенствуют стиль, осваивают основы редактирования текста.


Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые  результаты:
После 1 года обучения дети будут иметь:
начальные навыки анализа художественных произведений; чувство языка художественной формы, овладеют умением видеть художественный смысл произведения.

После 2 года обучения дети будут иметь:
углублённые навыки анализа художественного произведения в единстве формы и содержания; развитое чувство личности автора, постижение его нравственно-философской основы.

После 3 года обучения дети будут иметь:
навык написания сочинений, рефератов, учебно-исследовательских работ.

Способы проверки результатов
Проверка знаний осуществляется в форме зачётов, написания сочинений, защиты рефератов, докладов на занятиях и учебно-исследовательских конференциях.
Формы подведения итогов
1-2 годы обучения – зачёт в виде анализа предложенных текстов художественных произведений.
3 год обучения - защита учебно-исследовательской или творческой работы.
Аттестация освоения содержания образовательной программы проводится согласно Положению об аттестации обучающихся в учебных группах Дворца с вручением удостоверений, свидетельств и дипломов.

Критерии оценки реализации программы
Начальный уровень. 1 балл
Обучающийся овладел основами теории литературы, начальными навыками анализа художественного текста, умением видеть художественный смысл произведения..

Средний уровень. 2 балла
Освоил более углублённый навык анализа художественного текста, владеет более широкой художественной эрудицией, кругозором, чувством художественной формы, умением анализиторать произведение в единстве формы и содержания.

Высший уровень .  3 балла
Обучающийся овладел углублённым навыком анализа художественного текста, широкой литературной эрудицией, написал и защитил учебно-исследовательскую работу..



СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения

ПОЭТИКА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.   Вводное занятие.  Техника безопасности во Дворце.
Понятие «поэтика». Эпос, лирика, драма.
Аристотель о литературных родах как о «способах подражания» действительности.
А.Н.Веселовский о происхождении литературы и литературных родов.
Иллюзия объективности в эпосе и драме. Повествование о событиях в жизни людей и их поступках как организующее начало эпоса. Ремарки в драме. Монологическое и диалогическое слово.
Воплощение субъективного начала в лирике.
    Практика.  Выполнение творческих заданий.

 2. Художественный образ в эпическом произведении.
Тема 2.1. Понятие художественного образа.
 Платон об искусстве как подражании "вечным идеям". Аристотель об искусстве как о подражании "бытию вещей". Гоголь и Белинский об искусстве как "мышлении в образах". Потебня о слове и образе. Образ, слово, знак. Образ, аллегория, символ. 
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий
Тема 2.2. Образы предметов.
Пушкин "Станционный смотритель". Гоголь, "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Чехов, "Душечка".
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий
Тема 2.3 Образ персонажа.
Образ персонажа в "Станционном смотрителе" А.С.Пушкина, "Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В. Гоголя и "Униженных и оскорбленных" Ф.М.Достоевского.
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий
Тема 2.4. Образ автора.
Образ автора. Различные точки зрения в литературоведении на образ автора.
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий

3.  Мир художественного произведения.
 Категории пространства и времени.
Д.С.Лихачев о понятии «мир художественного произведения». Категории пространства и времени в художественном произведении.
Пространство и время в фольклоре. Волшебные сказки, былины.
.*Пространство и время в древнерусской литературе. «Сказание о Борисе и Глебе»,  «Повесть о разорении Рязани Батыем»,  «Повесть временных лет».
*Литература XVII века: "Повесть о Савве Грудцине".
Пространство и время в русской классической литературе 19 в.. Н.В.Гоголь. «Невский проспект», Н.С. Лесков "Очарованный странник".
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий


4. Художественное своеобразие эпоса.
           Повествование.
Различное понимание содержания термина «повествование» в литературоведении.
Повествование как рассказ о событиях, не включающий в себя описание и рассуждение. 
Повествование как рассказ о событиях, происходящих в произведении. Носитель повествовательного слова и автор.
Возникновение категории авторства в литературе XVII века.
Появление многосубъектного повествования в русской литературе XIX века. Анализ структуры повествования в "Повестях Белкина" А.С.Пушкина, в повести Н.В.Гоголя «Записки сумасшедшего», в повести Ф.М.Достоевского "Бедные люди". Рассказчик - повествователь - автор. Понятие "точки зрения".
Особенности повествования отдельных литературных жанров. Жанр записок и эпистолярный жанр. Сказ в русской литературе на материале повести Н.С.Лескова «Левша».
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий

5. Художественные возможности речи . Литературный стиль.
  Тема 5.1. Изобразительные и выразительные значения слова. 
Иносказательность слова. Тропы. Метонимия. Синекдоха. Метафора.
Сравнение. Олицетворение.
Гипербола. Антитеза.
Речевая интонация. Эмоционально-риторические интонации. Инверсия.
Практика: Игра "Что на что похоже" (Подбор метафор к заданному предмету).
Сопоставление разных вариантов одного литературного произведения. Объяснить, почему автором выбрано то, а не иное слово.
Тема 5.2. Предметная изобразительность.
Пластика персонажей: движения, жесты, мимика.  Литературный портрет. Мир вещей. Пейзажи.
Вещи и люди в повести Н.В.Гоголя «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий
Тема 5.3. Система персонажей
Главные и второстепенные персонажи. Эпизодические персонажи. Сопоставление и противопоставление как принципы, положенные в основу построения системы персонажей.
Система персонажей в произведениях М.Ю. Лермонтова "Вадим" и  "Княгиня Лиговская" (или "Герой нашего времени").
Практика: Написать рассказ с заданными героями.

6. Сюжет и композиция
Композиция как способ организации художественного произведения
Композиция - построение сюжетно-фабульного материала. Анекдот, положенный в основу гоголевской "Шинели" и его трансформация в художественном тексте. Сюжетно-композиционные особенности "Шинели".
Сюжет и композиция "Повестей Белкина" Пушкина. Композиционная симметрия "Выстрела" и ее содержательное наполнение. Значение неожиданности в композиции "Метели", "Барышни-Крестьянки", "Гробовщика". Анализ рассказа И.А.Бунина «Сны Чанга».
Роль предметов в композиции "Станционного смотрителя", "Гробовщика" и "Метели". Множественность сюжетных ходов, заложенная в "Повестях Белкина", соответствующая множественности выраженных в них точек зрения.
Цикл "Повестей Белкина" как единое композиционное целое. Повесть М.Зощенко "Талисман". Шестая повесть Белкина как попытка продолжения цикла.
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий
7.  Художественные идеи автора и его мировоззрение
Нравственно-этическая концепция Пушкина в "Повестях Белкина".
Практика: Разбор нравственно-этической  концепции  Пушкина в "Повестях Белкина".

8. Литературно-художественное произведение (эпическое) в контексте эпохи
 Мотивы современных писателей в одной из «Повестей Белкина» (по выбору педагога или обучающихся).
Практика: Реальный комментарий к произведению. "Пиковая дама" и пушкинская эпоха.

 9. Выразительные возможности литературного стиля
    Тема 9.1 Понятие литературного стиля. Историчность понятия. Устойчивые стилистические формы русского фольклора. Стиль былин, баллад, сказок.
Литературный этикет, литературные каноны в Древней Руси.
*Стилевые особенности летописи, жития, поучения, хожения, послания, сказания, воинской и исторической повести. На материале Ипатьевской летописи, "Сказания о Борисе и Глебе", "Поучения Владимира Мономаха", "Хожения игумена Даниила", "Повести о Мамаевом побоище", "Задонщины" и др. (отдельные примеры).
Появление индивидуального стиля в русской литературе XYII века. "Житие протопопа Аввакума".
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий
Тема 9.2 *Виды пафоса в литературе.
Пафосы утверждения и отрицания (на материале "Жития протопопа Аввакума"). Пафос и идейное содержание художественного произведения.
*Стиль классицистов (на примере комедии Фонвизина "Бригадир").
*Особенности стиля писателей-сентименталистов. Анализ повести Карамзина "Бедная Лиза".
*Особенности стиля русских романтиков на примере "Русских ночей" В.Ф.Одоевского.
*Реализм и многообразие художественных стилей А.С.Пушкина ("Повести Белкина"), Н.В.Гоголя ("Портрет"), Ф.М.Достоевского ("Униженные и оскорбленные").
Литературная пародия и стиль. Особенности стиля Гоголя и пародии на него. Значение пародии в творчестве Салтыкова-Щедрина.
Практика: Написать стилизации на заданную тему в стиле былины, баллады, хожения; написать стилизацию сказа (по заданной социальной и возрастной характеристике носителя устной речи); выполнить стилизацию индивидуального стиля писателя.
Определить эпоху и автора по предложенному отрывку произведения.
Аукцион синонимов, антонимов, омонимов.
Сочинить пародии на заданное литературное произведение.

10. Время и судьбы произведений русских писателей 
   Новые интерпретации произведения Пушкина "Станционный смотритель" (Ю.Айхенвальд, М.Гершензон, В.Гиппиус, В.Виноградов, Н.Берковский, С.Бочаров).
Темы, мотивы, образы "Пиковой дамы" Пушкина в последующей литературе.
Практика: Чтение и анализ текстов Выполнение творческих заданий

11. Итоговое занятие
Подведение итогов за учебный год.
Практика: Чтение и анализ собственных текстов

2 год обучения

ПОЭТИКА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ПОЭТИКА СТИХА
1.    Вводное занятие
Техника безопасности во Дворце. Повторение пройденного в прошлом году, знакомство с программой на второй год обучения.
Практика: чтение работ,  написанных  за лето.
 2. Художественное своеобразие лирики.
Субъективность и экспрессивность  лирики. Медитативная лирика. «Носитель» речи в лирике. Понятие лирического героя. Ю.Н.Тынянов о лирическом герое. Лирический герой Лермонтова..
Практика: чтение и анализ текстов Выполнение творческих заданий

 3. Стихотворная речь.
Тема 3.1 Стихи и проза.
Стихотворение в прозе.
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий
Тема 3.2. Ритм как организующее начало стиха.
 Значение ритма в жизни человека и в искусстве. Ритмообразующие факторы (поэтический размер, рифма, внутренняя рифма, клаузула,  цезура, строфа, синтаксический параллелизм).
А.Пушкин, "Черная шаль" (1820 г.), А.Григорьев, "Старые песни, старые сказки" (1846 г.), А.К.Толстой, "Колокольчики мои", М.Цветаева, "В огромном городе моем ночь" (1911 г.), Б.Пастернак, "Февраль. Достать чернил и плакать" (1912 г.).
Понятие метра. Типы метрической организации текста. Силлабическое стихосложение. Силлабо-тоническое стихо¬сложение. Акцентный стих (ударник). Полемика о стихосложении в XYIII веке. Тредиаковский, "Новый и краткий способ сложения российских стихов"; Сумароков, "Эпистола о стихотворстве"; Ломоносов, "Письмо о правилах российского стихотворства". Ритм и смысл. Б.Пастернак, "Стихи мои, бегом, бегом" (1931 г.); Бродский, "Романсеро".
Сознательное нарушение ритма поэтом. Понятие переноса. М.Цветаева, "Откуда такая нежность"; А.Ахматова, "Я живу, как кукушка в часах". Ритмообразующие факторы. Рифма. Типы рифмы (мужская, женская, дактилическая).
Белый стих. В.Жуковский, "Море" /Элегия/ (1822 г.), И.Бунин "Восемь лет в Венеции я не был" (1913 г.).
Верлибр (свободный стих). А.Блок, "Она пришла с мороза" (1908 г.), лирика В.Хлебникова, К.Некрасовой.
Практика: чтение и анализ текстов Выполнение творческих заданий

 4. Значение слова в стихе. Типы поэтических контекстов.
 Общесловарный и общелитературный контекст. М.Ю. Лермонтов, "Смерть поэта" (1837 г.), М.Цветаева, "Стихи к Пушкину" (1931г.)
Контекст эпохи и литературного направления. Общеупотребительный поэтический язык мифологической образности (поэты пушкинской эпохи) – на материале стихотворений К.Батюшкова и А.Пушкина. Индивидуальное словоупотребление мифологических образов поэтами XX века. Язык библейской образности в русской поэзии (на материале стихотворений А.Пушкина, О.Мандельштама, Б.Пастернака, И.Бродского).
Понятие поэтического контекста. Значение поэтического слова и поэтический контекст. Типы поэтического контекста.
Контекст стихотворения. Заболоцкий, "Прохожий" (1948 г.).
Контекст цикла. Б.Пастернак, "Переделкино".
Контекст творчества. Ф.Тютчев, "Silentium" (1830 г.), О.Мандельштам "Silentium!" (1910 г.). Словарь поэта. Понятие ключевых слов. Поэтический словарь Лермонтова. Поэтический словарь Тютчева. Поэтический словарь Блока.
Контекст литературного направления. Языков, "Пловец", Лермонтов, "Парус" (1832 г.).
Контекст эпохи. А.Блок, "Два века"  (1911 г.).
Практика: чтение и анализ текстов.  Выполнение творческих заданий

 5. Поэтическое слово и литературный стиль.
Тема 5.1.Понятие стилизации.
 П.Мериме – А. Пушкин "Песни западных славян"; В.Брюсов, "Опыты" (1918 г.).
Понятие пародии. Пародии А.Измайлова, А.Архангельского.
Практика:  чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий
 Тема 5.2 «Чужое» слово в поэзии.
Память стиха. Цитаты, реминисценции, аллюзии в творчестве А.С.Пушкина и одного из поэтов XX века.
А.Пушкин, "Памятник" (1836 г.), Н.Гумилев, "Охота" (1910 г.), А.Ахматова, "Сероглазый король", "Стихи о Блоке" (1923 г.), О.Мандельштам, "Бессонница. Гомер. Тугие паруса." (1915 г.).
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий

 6. Виды поэтической образности.
Тема 6.1 Эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота.
Понятие аллегории и символа. Лирика Вл. Соловьева, Дм. Мережковского, А.Белого, А.Блока.Значение метафоры в поэзии XX века. Поэтическая метафора в поэзии Заболоцкого и Пастернака.
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий
 Тема 6.2 Слово и звук. Звук и смысл.
Теория звукового символизма (М.Ломоносов, А.Белый). Изобразительность звуков языка. Понятие звукописи. Выразительные возможности фонетики. Звукоподражание: шорох, лепет, шелест, шуршать, шлепнуть, бабахнуть, жужжать, чирикнуть.
Звук и смысл в стихе. АПушкин, "Обвал" (1829 г.), "Царскосельская статуя" (1830 г.), А.Фет, "Шепот, робкое дыханье" (1850 г.), К.Бальмонт, "Я вольный ветер, я вечно вею" (1897 г.), В.Хлебников, "О, рассмейтесь, смехачи" (1908 г.).
Поэтическая этимология (на материале стихотворений В.Маяковского, М.Цветаевой и В.Хлебникова).
Словесная игра. (На материале поэзии В.Хлебникова и Д.Хармса).
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий

 7. Своеобразие композиции лирического стихотворения.
Тема 7.1 Понятие "темы", "мотива", "сюжета" в лирике.
Композиция лирического стихотворения. Композиция сонета, элегии, послания. Композиция и движение поэтической образности. А.Пушкин "Странник" (1835), О.Мандельштам "Посох" (1914), АПушкин "Пророк" (1826), М.Лермонтов "Пророк" (1841), А.Ахматова "Подвал памяти". Значение последней строки в композиции стихотворения.
Практика: чтение и анализ текстов
Тема 7. 2 Стихотворение как художественное целое.
А.Пушкин "Осень", А.Блок "Кармен", Б.Пастернак "Стихи мои, бегом, бегом".
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий
 8. Жанры лирики.
Понятие жанровой формы и жанрового содержания.
 Жанр как способ мышления поэта.
Ода. Державин. "Фелица" (1782 г.). В.Маяковский. "Ода революции".
Элегия. А.Сумароков, "Страдай, прискорбный дух" (1768 г.), А. Пушкин. "Элегия", "Безумных лет угасшее веселье..." (1930), А.Ахматова, "Северные элегии".
Эпиграмма. А.Пушкин, "На Воронцова" (1824 г.), В.Майков, "На болтуна" (1772 г.).
Эпитафия. А.Сумароков, "Прохожий", "Обща всем живущим честь моя..." (1755 г.). И.Хемницер, "Надгробная на меня самого".
Послание. Филарет - Пушкину "Не напрасно, не случайно". Пушкин - Филарету "В часы забав, иль праздной скуки". А.Блок "Три послания" (1908-1910 гг.).
Сонет. А.Сумароков, "О существа состав, без образа смешенный" (1755 г.). А.Пушкин, "Суровый Дант не презирал сонета" (1830 г.).
Венок сонетов. В.Брюсов, "Роковой дар" (1818 г.).
Молитва. М Лермонтов, "Я, Матерь Божия, ныне с молитвою" (1837 г.). А.Блок, "Утренняя", "Вечерняя" (1902 г.).
Дума. Лермонтов, "Печально я гляжу на наше поколенье" (1838 г.), К.Случевский, "Думы", Э.Багрицкий, "Дума про Опанаса".
Отрывок. А.Пушкин, "Осень" (1833 г.).
Песнь. А.Пушкин, "Песнь о вещем Олеге" (1822).
Медитативная лирика. А.Пушкин, "Что в имени тебе моем" (1830). Ф.Тютчев, "Есть в светлости осенних вечеров" (1830).
Поэтический цикл. А.Блок, "Кармен" (1914), М.Волошин, "Киммерийские сумерки" (1906-1909). Значение поэтического цикла в творчестве Б.Пастернака.
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий.
8. Итоговое занятие.
Подведение итогов за учебный год.
Практика: чтение и анализ собственных текстов.






3 год обучения

ПОЭТИКА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.    Вводное занятие
Техника безопасности во Дворце. Повторение пройденного в прошлом году, знакомство с программой на второй год обучения.
Практика: чтение работ,  написанных  за лето.
2. Художественное своеобразие драмы.
Тема 2.1 Высказывания персонажей как организующее начало драмы.
Речевое поведение персонажей: слово как способ раскрытия характера персонажа в драме. Способы выражения авторской позиции в драме.
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий
Тема 2.2 Условность драматического изображения
 От условности древнегреческого театра и театра Шекспира к условности театра Чехова. Театральность поведения персонажей. Своеобразие художественного времени в драме; понятие сценического времени. Иллюзия настоящего времени.
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий.

 3. Драматическое действие.
Напряженность действия в драме. Сконцентрированность событий в драме. Гегель о драматической ситуации, «богатой коллизиями». Острота и напряженность драматического конфликта. Внешнее и внутреннее действие.
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий

 4. Типы действия.
 Внешнее действие. Внутреннее действие
(на материале «Гамлета» Шекспира и «Чайки» Чехова).
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий.

 5. Внутренний мир человека в его освоении драматургом.
Острота и напряженность переживаний персонажей драмы. Сильные страсти драматических персонажей. Состояния тревоги и ожидания в начале драмы (на материале «Гамлета» В.Шекспира и «Грозы» А.Н.Островского).
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий.

 6. Драматический сюжет.
 Композиция сюжета.
Акты. Сценические эпизоды. От крупных сценических эпизодов (актов) к детализация драматического сюжета в мелких сценических эпизодах (на материале драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов»). Иллюзия реальности изображаемого. Эпический театр Б.Брехта.
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий.

7. Время и пространство в драме.
 (на материале «Гамлета» Шекспира и «Чайки» Чехова).
Практика: чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий.

8. Режиссура как явление искусства.
Режиссерские принципы К.С.Станиславского. Театр Вс.Э. Мейерхольда.
Практика: просмотр и анализ спектаклей. Выполнение творческих заданий.
9. Итоговое занятие
Подведение итогов обучения по программе.
Практика: чтение и анализ собственных текстов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Поэтика – теоретико-литературный курс, и на занятиях поэтикой теоретико-литературные понятия используются шире, чем на школьных уроках  литературы. Вместе с тем этот курс существенно отличается от вузовских курсов теории литературы или поэтики. Изучение теоретико-литературных понятий здесь не является самоцелью. Теоретико-литературный язык используется в курсе как инструментарий, необходимый при анализе текста. Таким образом, знакомство с понятийным аппаратом литературоведения имеет здесь чисто прикладную цель.
В программе предлагается анализировать содержание художественного произведения через постижение его художественной формы. В основе этого принципа - важнейший эстетический закон: невладение языком художественной формы делает человека беспомощным перед лицом художественного произведения. Читатель, не воспринимающий художественных особенностей формы, не реагируя на уровень художественной речи, сразу выходит на уровень «герой-сюжет» и "застревает" на нем. Он воспринимает литературное произведение как житейскую историю, у него нет представления об условности художественного мира. Мир произведения для него полностью совпадает с реальным. В сознании такого читателя отсутствует представление об авторской позиции.
Вместе с тем необходимо отметить, что анализ произведения помогает постичь смысл произведения и нравственно-философское кредо автора.
В   основе   программы   изучение   произведений   русской литературы.   Но  принцип  построения  курса,  сочетающего теоретико-литературный и историко-литературный подходы,  может быть применен к изучению других литератур.                                                
Предмет «поэтика» дается преимущественно в форме практических занятий. Следует также учесть, что проблема, которая выносится на обсуждение, должна возникать естественно, при внимательном чтении текста. Так, анализ повествования в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина может начинаться с чтения какой-то одной повести, например, "Станционного смотрителя" прямо на занятии, вслух. Внимательное чтение, с комментированием, с вопросами, которые задаются тут же,  заставляет ребят заметить, что повествование здесь не однородно, а принадлежит нескольким лицам-повествователям. Вопросы: "Кто повествует?", "Каково соотношение "голосов" повествователей в тексте?", "Как соотносятся они с авторской позицией?" - возникают невольно у самих ребят. Таким образом можно поставить проблемы самой разнообразной сложности и интереса.
Кроме вопросов, возникающих непосредственно по ходу анализа художественного текста, на занятиях ребятам предлагаются проблемы чисто теоретического характера. Например, начинать изучение курса поэтики можно с вопросов «Что дает нам чтение художественной литературы?», «Почему мы изучаем историю общества и историю литературы?»  Далее могут возникнуть самые разнообразные проблемы, например, по ходу чтения уже упомянутых «Повестей Белкина», можно задаться вопросами: «Что, кроме особенностей повествования, объединяет повести в цикл?» или «Можно ли в повестях, авторство которых приписано Пушкиным Белкину, найти стилистический слой, принадлежащий этому автору?», «Какова функция фигуры Белкина?» и т.п. Конечно, вопросы могут быть и более простыми – всё зависит от возможностей группы, с которым работает педагог. Но поскольку педагог наблюдает сам процесс чтения и видит, что непонятно его обучающимся, какие они задают вопросы (педагог может помочь сфрормулировать их или уточнить), он может оценить ситуацию и выбрать необходимый уровень обсуждения. Фактически этот уровень задают сами дети.
Постепенно обучающиеся научатся сами ставить подобные вопросы.

О заданиях творческого характера
В связи с тем, что обучающие этого возраста с удовольствием выполняют задания творческого характера, к каждому разделу первой части программы предлагаются как литературоведческие, так и творческие задания.
Выполнение творческих заданий (собственный опыт авторства) поможет детям  оценить художественное мастерство и понять художественные задачи  изучаемого писателя.
Педагог может также предлагать обучающимся упражнения на развитие наблюдательности, фантазии, памяти, словарного запаса, литературные игры, этюды.
Целесообразно также предлагать детям работу над индивидуальными исследовательскими проектами творческо-поискового характера. Это длительная работа, которая ведется под руководством педагога (или привлеченного специалиста-куратора).  Уже написанная работа обязательно обсуждается на занятиях; в случае успеха выносится на учебно-исследовательскую конференцию.
Примерные темы таких работ:
- Дон-Кихот и князь Мышкин.
- Писатели о творчестве (О.Уайльд "Портрет Дориана Грея" и Гоголь "Портрет").
- Особенности композиции "Гробовщика" Пушкина.
- "Вечера на хуторе близ Диканьки" как цикл.
- Фольклорные образы у Лескова.
- Смысл названия рассказа Бунина "Чистый понедельник".
-    Значение образа сада в повести А.П.Чехова "Черный монах" и другие.
Рекомендуется  также обучать ребят самостоятельному рецензированию произведений.

Дидактическое обеспечение
Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977
Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. М., 1995
Тимошевский В. Теория литературы (любое издание).

ЛИТЕРАТУРА
Для педагога:

Античные риторики. -  М., 1978
Аристотель. Поэтика// Соч. в 4 т. -  М., 1984.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. -  М., 1972.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -  М., 1979
Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М., 1986
Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. - Л., 1981
Белый Андрей. Символизм. Книга статей. - М., 1910
Белый Андрей. Ритм как диалектика и "Медный всадник". - М., 1929
Богомолов Н.А. Стихотворная речь. - М., 1995
Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. -  М., 1974
Бочаров С.Г. О художественных мирах .  - М.., 1985
Брюсов В. Основы стиховедения. - М., 1924
Веселовский A.H. Историческая поэтика (любое издание).
Виноградов В.B. Проблемы русской стилистики. - М., 1981
Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. - М., 1976
Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М., 1951.
Виноградов В. Проблема авторства и теория стилей. Стилистика. - М., 1961
Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX веков. - М., 1979
Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М., 1951.
Волошин M. Лики творчества. - М., 1990
Время и судьбы произведений русских писателей . - M., 1981
Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1986
Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. - М., 1994
Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х–1925-го годов в комментариях. - М., 1993
Гачев Г. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. Ч.1, - М., 1972.
Гачев Г.Д. Ст. Космос Достоевского // В кн. "Проблемы поэтики и истории литературы". Сборник статей к 75-летию М.М.Бахтина. - Саранск, 1968.
Гей Н.К. Ст. Художественный образ как    категория поэтики// В кн. "Контекст"-1982". Литературно-теоретические исследования. - М., 1983.
Гей Н.К. Пространство и время в структуре произведения .// в кн. "Контекст - 1974". - М., 1975.
Григорьев В.П. Поэтика слова: На материале русской советской поэзии. - М., 1979
Гиппиус В.В. Гоголь". Материалы и исследования.-  М., 1963.
Гиршман М.М. Избранные статьи. Художественная целостность. Ритм. Стиль. Диалогическое мышление. - Донецк, 1996
Гроссман Л. Борьба за стиль.
Гроссман Л. Проблемы поэтики. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. -  М.,  1974
Долгополов Л.К. На рубеже веков. - Л., 1986.
Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.-  Л., 1977
Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. - М., 1995
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, в 5-ти т.т. - М., 1962-1970.
Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994.
Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. - М., 1968
Корман Б.О. Лирика Некрасова. 2-е изд. - Ижевск, 1978.
Лазутин Г. Поэтика русского фольклора. -  М., 1981
Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения// Вопросы литературы, 1963, №8.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. - М., 1979.
Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. - Л., 1981.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического стихотворного текста, - М,. 1979
Лотман Ю.М., Успенский Б.А. "Письма русского путешественника" Карамзина и их место в развитии русской культуры// В кн. Н.М.Карамзин "Письма русского путешественника". - Л., 1987.
Лосев А.Ф., Шестаков     В.П.     История     эстетических категорий. -  М., 1968.
Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М., 1976
Максимов Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. -  Л., 1981
Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. -  Л., 1986.
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М., 1976.
Манн Ю.В. В.Ф.Одоевский и его «Русские ночи» (в кн. "Русская философская эстетика", 1820-1830 гг.). - M., 1969
Морозов А. Пародия как литературный жанр// Русская литература, 1960, №1
Потебня А.А. Эстетика и поэтика. - М., 1976
Смирнов И.П. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака). 2-е изд. - СПб., 1997
Томашевский Б.В. Поэтика. - М., 1996
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное. - М., 1995
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. -  М., 1979.
Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка.  -М., 1965
Успенский В.А. Поэтика композиции.  - M, 1970.
Чирков Н. О стиле Достоевского. - М., 1969.
Чудаков А.П. "Поэтика Чехова"
Хализев В.Е. Драма как явление искусства. -  М., 1978
Хализев В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура (на материале произведений Н.С.Лескова) // Контекст-1981. Литературно-теоретические исследования.. -  М., 1982
Холшевников В. Основы стиховедения: Русское стихосложение. 3-е изд. -  СПб, 1996
Шенгели Г. Техника стиха. - М., 1960
Шкловский В. Тетива. О несходстве сходного. - М., 1970.
Шкловский В. О теории прозы. - М., 1983.
Шоу Б. О драме и театре. - М., 1963
Эйхенбаум Б.М. О прозе. - М., 1968.
Эйхенбаум Б. О поэзии. - Л., 1969
Эйхенбаум. Статьи о Лермонтове. - М.-Л., 1961
Эткинд Е. Поэзия и перевод. - М.-Л., 1963.
Эткинд Е. Разговор о поэзии. - М., 1972
Эпштейн М. Природа, мир, тайник вселенной.
Якобсон Р. Работы по поэтике. - М., 1987
Для обучающихся:
Волошин M. Лики творчества. -  М., 1990
Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы.  - М., 1994
Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х–1925-го годов в комментариях. - М., 1993
Гачев Г. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. Ч.1. - М., 1972.
Гачев Г.Д. Ст. Космос Достоевского// В кн. "Проблемы поэтики и истории
Гроссман Л. Проблемы поэтики. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. – М.,  1974
Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. - Л., 1981.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического стихотворного текста. -  М., 1979
Лотман Ю.М., Успенский Б.А. "Письма русского путешественника" Карамзина и их место в развитии русской культуры// В кн. Н.М.Карамзин "Письма русского путешественника". - Л., 1987.
Шкловский В. Тетива. О несходстве сходного. - М., 1970.
Шкловский В. О теории прозы. - М., 1983.
Шоу Б. О драме и театре. - М., 1963
Эйхенбаум Б.М. О прозе. - М., 1968.
Эйхенбаум Б. О поэзии. - Л., 1969
Эйхенбаум. Статьи о Лермонтове. - М.-Л., 1961
Эткинд Е. Поэзия и перевод. - М.-Л., 1963.
Эткинд Е. Разговор о поэзии. - М., 1972
Эпштейн М. Природа, мир, тайник вселенной.


Категория: Дополнительные образовательные программы | Просмотров: 1958 | Добавил: defaultNick | Теги: литературная студия, Н. В. Давыдова, образовательная программа, «Поэтика» | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]